Александра-Плюс
ультразвуковые технологии и оборудование

Ультразвук из Вологды

«Иркутский авиастроитель», № 4 (6347), 1 февраля 2024 г.

В инженерном корпусе ИАЗ завершается монтаж нового оборудования, и скоро парк цеха 269 пополнит современная линия ультразвуковой мойки деталей. Автоматизированный комплекс будет очищать от технологических загрязнений детали из титановых сплавов, которые изготавливает цех. Как показал опыт использования подобных машин, с этой задачей они справляются отлично.

Установка приехала к нам из далекой Вологды. Разработка и сборка велись на научно-производственном предприятии «Александра-Плюс». Приобрели ее «с прицелом» на серийный выпуск МС-21. При производстве 36 гражданских авиалайнеров в год и сохранении объемов по другим самолетам ИАЗ, количество деталей, выпускаемых цехом 269, вырастет в разы. А значит, необходимо обеспечить их качественную и быструю очистку.

Чуть более года назад специалисты вологодской компании прибыли на авиазавод. Оценили имеющиеся площади и точь-в-точь по размерам помещения изготовили промывочную линию.

— По сравнению с тем, что было в цехе 269, новый комплекс — это революция, по-другому не скажешь, — считает ведущий инженер по обслуживанию и ремонту оборудования МСП Владимир Сухопара. — Раньше изделия мыли, по сути, в большой ванне. Нагревали тэнами воду, добавляли раствор и вручную щеткой очищали детали после механообработки.

Линия ультразвуковой мойки изготовлена аккурат по размерам помещения

Новая линия модели МО-908 — это три ванны и камера сушки, собственная кран-балка для перемещения корзин с деталями, система управления на базе цифрового контроллера, десятки датчиков, которые обеспечивают автоматический режим работы, и другие «навороты».

Основная очистка происходит в первой ванне. В ней установлены акустические излучатели, которые передают колебания с большой частотой в моющий раствор. Так создается эффект кавитации, благодаря которому возникает высокое гидростатическое давление. Оно буквально отрывает прилипшие частицы загрязнений от поверхности.

Во второй и третьей ваннах детали ополаскиваются горячей и холодной водой соответственно. Дополнительно предусмотрено барботирование (пропуск газа через слой жидкости) воды сжатым воздухом.

После такой тщательной промывки и последующей сушки изделия выходят практически идеально чистые. Пыль и металлическая стружка, масляные пленки и смазочные материалы, даже лаки и краски — все смывается без остатка.

Проходить очистку будут детали длиной до четырех метров — лонжероны, нервюры, кронштейны, предкрылки, элементы стоек шасси. В общем, вся номенклатура из титановых сплавов, которая в цехе 269 проходит обработку на ВПО.

Оператору моечной установки достаточно будет транспортировать корзину с деталями до машины, уложить на рольганги, а далее весь процесс автоматически пойдет по заданной программе. Кран сам зацепит корзину и последовательно переместит ее из камеры в камеру. Время выдержки в ваннах и режимы еще предстоит прописать заводским технологам под конкретные детали.

Стоит добавить, что «Александра-Плюс» — ведущий производитель оборудования на основе силового ультразвука. Работает с авиационными заводами, предприятиями ОДК и РосАтома, горно-обогатительными комбинатами. Установки вологодских умельцев задействуются на особо сложных работах. Таких, например, как дезактивация радиоактивно загрязненных грунтов и воды, очистка тепловыделяющих сборок (ТВС) — основного компонента активной зоны ядерного реактора, и т. д.

На базе предприятия действует своя лаборатория, проводятся опытные работы и испытания. Часто приходится решать нестандартные задачи под конкретного заказчика. Вот и в процессе подготовки линии для ИАЗ пришлось заниматься импортозамещением, оперативно искать замену заграничным поставщикам важных компонентов, проводить научно-изыскательные работы, многочисленные эксперименты.

— Несмотря на возникавшие трудности промывочный комплекс вологодцы изготовили очень быстро, — говорит Владимир Сухопара. — Приятно удивили и специалисты службы сервиса предприятия. Вы бы видели, какая изначально здесь была гора ящиков с оборудованием. Но руководитель службы Александр Шиков и электромонтер Илья Баландин за короткое время собрали и установили многотонную конструкцию. Само собой, с нашей стороны оказывалось всяческое содействие.

Финишные работы по электрике ведет Илья Баландин

Чтобы установка ультразвуковой ванны стала возможной, сотрудниками ИАЗ и смежных организаций действительно было сделано немало. За подготовку площадки и общестроительные работы отвечал Иркут-Ремстрой. По окончании приемки оборудования ремстроевцам еще предстоит смонтировать 5-метровый забор, отделяющий моечный комплекс от основных пролетов инженерки.

Высокое энергопотребление комплекса — до 300 кВт — потребовало подведения мощной системы энергоснабжения. Здесь отлично проявил себя энергоцентр «Иркут». Сотрудники Иркут-Станко Сервиса участвовали на погрузке-выгрузке блоков с оборудованием, установке комплекса. С учетом небольших габаритов помещения, сделать это было непросто, понадобилась почти ювелирная точность. Завершает работы по монтажу и подключению системы вытяжки и вентиляции (а она весьма внушительная) сетевая компания «Иркут». В МСП отмечают большой вклад отделов 309, 325, 530 и других.

— Монтаж почти завершен, сейчас ведем отладку — наш программист Илья Конев «прогоняет» по операциям весь механизм комплекса, — делится руководитель службы сервиса Александр Шиков. — Далее испытаем гидравлическую систему и затем уже совместно со специалистами ИАЗ отработаем техпроцесс в полный цикл, проведем обучение персонала.

Как рассказали в МСП, сотрудничество с компанией из Вологды на этом не заканчивается. В планах — оснастить участок виброупрочнения деталей (ВУД) цеха 221 моечным комплексом для очистки деталей длиной уже до 6 метров. Так что, вполне возможно, в Иркутск бригада еще вернется.

В службе сервиса предприятия-изготовителя, кстати, отметили теплый прием со стороны иркутских авиастроителей. «Сам Иркутск тоже понравился, правда, снега тут маловато. У нас в Вологде побольше будет». Спорить с этим не станем — неспроста же Вологду иногда называют столицей русского Севера, а просто пожелаем гостям как можно успешнее завершить начатую работу.

Алексей Черных. Фото автора
пресса 2024 Иркутский авиастроитель Иркутск Иркутский авиационный завод авиация МС-21 ультразвуковая линия МО-908 комплекс Владимир Сухопара Александр Шиков Илья Баландин Илья Конев